Каталог "Дорогой мастерства"
Состоятельность творческой личности закладывается с детства, когда возникает особая предрасположенность к цвету, названная психологами возрастной сензитивностью. Этот счастливый дар, словно затаённую в генофонде идентичность, Любовь Пономарёва смогла сохранить, а затем приумножить на художественном отделении Иркутского училища искусств. Таким образом, в 1978 году в Братской художественной школе появился педагог с замечательными профессиональными задатками. Как правило, чёрствый учительский хлеб мало способствует реализации творческого потенциала, но она с работой преподавателя, которая длится почти сорок лет, смогла успешно примириться. В итоге, руководимое ею художественное отделение, стало подлинным украшением детской школы искусств №3. Кроме того, она стала лучшим педагогом 2015 года во Всероссийском масштабе - поистине редкая профессиональная удача. С этим набором достоинств, можно было вполне комфортно и долго жить.
Однако оставалась еще одна ипостась, которую приходилось на первых порах реализовывать рядом с учениками, а позже в полученной мастерской — собственная незаурядная одарённость. Так сложилось, что «слетевшиеся» в легендарный Братск художники, приживались в нём с трудом. Стало ясно, что серьёзно надеяться можно было только на собственные ресурсы, и вперёд стали выходить художники - братчане, вернувшиеся домой. Любовь Пономарёва быстро избавилась от неизбежного на начальном этапе налёта дилетантизма и уверенно стала членом ВТОО «Союз художников России», со временем, её работы попали в престижные каталоги. Однако за этим лестным «глянцем» и внешним признанием шла непрерывная внутренняя работа.
Портреты близких, натюрморты, зачастую, полные грустной фантасмагории, и тематические полотна с обширным культурологическим подтекстом, давали заметные художнические дивиденды. Создалось творческое пространство, похожее на многоголосный хор, в котором автор - взыскательный дирижер - раздал каждому из полотен свою роль и партитуру. Росло мастерство, позволившее войти в рейтинговую категорию в качестве успешно сложившегося профессионального художника, появлялись свои, необходимые для соотнесения себя с окружающим арт-процессом, почитатели.
Но подлинным открытием и несомненной удачей стали ее пленэрные этюды, превращенные в пейзажи и натюрморты. В них щедрое живописное начало ощутимо превалирует над «городскими» композиционными заготовками, из которых уходит дидактика. В пейзажах есть высокоуровневый импрессионизм, позволяющий художнице из Братска артистично передать уникальную цветотональную среду северных областей Сибири, где ей посчастливилось родиться и убедительно творчески состояться.
Колористическая взыскательность прочитывается и в небольших этюдах с колокольчиками или борщевиком, буквально сотканных из тонких лиловых и переливчато - серых велёров, и в натюрморте с ромашками и одуванчиками, где на дощатом столе вольготно расположился кот, дачный «тиран». В программном полотне «Последние плоды» иная тональность, как и сама выбранная автором цветовая гамма, словно панно, собранное из старого янтаря. Согнувшейся от невзгод яблоне подставила плечи иссушенная годами женщина, сама словно вырезанная из деревянной плоти дерева-получилась грустная реальность, залитая медовым осенним светом.
Из пленэрных пейзажей, в которых цветёт иван-чай и черёмуха, среди сосен пробивается робкая тропинка, постепенно формируется особый исповедальный цикл. В почти забытый бабушкин сарай или на чердак, еще есть кому изредка наведаться, на холсте с названием «Все уехали» - уже осталась только пустая веранда с уныло спрятавшимся от дождя псом, «Старый дом» заплетен колючими высохшими травами, былое многолюдство сведено до полного небытия. Всё словно оставлено равнодушной жизнью на откуп сумеречным персонажам — домовым и банникам. Таким образом, кажущееся бытописательство переходит в разряд метафоричности.
Любовь Иннокентьевна Пономарёва нашла себя в качестве высшего уровня преподавателя художественного ремесла, что, надо думать, спасло ее в трудные годы от трафаретной банальности - написания насущных, в смысле добывания хлеба земного, заказных работ. Как художник, она оказалась на отведённом ей судьбой месте нужной и профессионально успешной, даже стала центром небольшой художнической династии. Мне кажется очевидным, что на сегодняшний день город Братск вполне может считать Любовь Пономарёву своим самым верным и главным приобретением в живописи.
Иван Ващенко,
эксперт по художественным ценностям
Министерства культуры Российской Федерации,
член ВТОО «Союз художников России
Комментарии: